Вернуться в библиотеку.

Дмитрий Копалов

Турецкий дневник.


Привет, всем!
А что про нее рассказывать, Турция как Турция. :)
Дневник уральского парапланериста-чайника на чужбине.


26 апреля.
Покупаем билеты, жена и дочь тоже решили ехать, до этого времени боялись войны. Начальная стоимость билетов 300 дол, путем долгих переговоров удалось снизить до 250 дол. На ребенка отдельный билет без всяких льгот.

28 апреля.
Улетаем. Погодка просто блеск, наша, уральская, снег, метель, все как по заказу. В полете нам наливают расслабительного, дают вкусно покушать - все отпуск начался. Дочь очень рада, первый раз летит на самолете, смотрит в иллюминатор на оставшееся под крылом Черное море. Вот на горизонте появилось и Средиземное, всего три с копейками часа полета из зимы в лето. Аэропорт города Даламан. На посадку заходим со стороны моря, посадочная полоса начинается практически от береговой кромки, прикольно. За бортом 20 градусов тепла, растут пальмы, улыбаются турки. Покупаем визу, проходим фейсконтроль, в дъюти-фри традиционный закуп виски, вот она земля Турецкая. Нас ни кто не встречает, решили не заказывать трансферт, а зря. Переговоры с водителями заказных автобусов ни чего не дали, пришлось идти к таксистам. Тариф 80 дол, торгуемся уходим, приходим, снова торгуемся, меньше чем за 70 не соглашаются. Запихиваем три параплана и еще кучу сумок и вперед. 70 км до Олюдениза. Поселение в отель заняло около часа, т.к. на жену и ребенка не было заказано номеров, да и сами мы прилетели на три дня раньше. В этот день решили не летать, просто погуляли по набережной, осмотрели окрестности, договорились с транспортом на утро. Мы с Андреем искупались в холодном море.

29 апреля.
Разница во времени 3 часа, проснулся рано, решил сходить на утреннюю прогулку, дошел до лагуны, искупаться не решился, хотя вода гораздо теплей, чем в море. После завтрака хватаем рюкзаки и грузимся на машину, кроме нас ни одного русского, все интересуются от куда мы приехали, на некачественном английском объясняем где находится уральский хребет, для них это тайга, водка, медведи, и шлейф Чернобыля. Дорога занимает час времени, пейзажи очень красивые, видно заснеженные вершины. Ну вот и добрались до места стартов, нижний 1650 м, средний 1780 м, верхний 1960 м. На верхний старт дорога завалена снегом, желающие ходят пешком. Мы решили взлетать со среднего старта, надо отметить, что это самая плохая из всех имеющихся площадок, место для раскладки только двух куполов, крупные, очень острые камни и короткий разбег. Большая очередь из стартующих пилотов, тандемы имеют приоритет. Первой стартует Оля, за ней я, со второго раза, замыкающий Андрей. Первое впечатление - очень страшно, я ни когда не летал на таких высотах, дух захватывает. Через пару тройку минут привыкаю, лечу по наставлениям Андрея через хребет и сразу к морю, рядом народ обкручивает жирные термики и набирает высоту. Пока летишь в горах, постоянно потряхивает, приходится ловить легкие клевки купола, подскладваний, слава богу, у меня не было ни разу. После выхода на береговую кромку, болтанка заканчивается, можно расслабиться, достать фото и видео камеры или просто созерцать окрестности, посмотреть есть что. Вода очень чистая, сверху бирюзовые разводы береговой кромки напоминают рекламу Баунти.Острова в утренней дымке, размытый горизонт моря, нереальная красота.
Минут 20 наслаждаюсь летая в бухте. Захожу на посадку, высоту соотношу по турецкому флагу на горе, очень удобно, правда первый раз получилось чуть ниже. Не долетел до места, расстеленной на набережной брезентухи фирмы Фокус, метров 100. Приземлиться нужно на песок, а купол положить на набережную, самый кайф купол положить точно на тряпку, гармошкой. Довольный, радостный, гордый подхожу к встречающей меня семье и приземлившейся раньше Ольге, эмоции выходят в длинном монологе, с бурной жестикуляцией. Андрей прилетает еще минут через сорок, летал в термиках, набрал 2700, но сильно замерз на высоте. Дружно идем обедать в кафе, стоимость блюд от 3-5$ за мясное до 8-12$ за рыбное, пиво 2$ за кружку. В 15-30 снова мчимся наверх, подъем стоит 5-6$, до 1 мая, потом появились лесники и стали взимать плату за пересечение границы природного парка, еще 5$. Стартуем с нижнего старта, площадка широкая помещаются около 10 куполов одновременно, но все равно есть очередь, сколько ж вас братья пилоты развелось. Термичка усилилась, на старте у многих проблемы, ветер порывистый. Стартую первым, Ольга с Андреем решили попарить. Я лечу к морю, потряхивает серьезно, но привыкаешь. В этот раз приземляюсь точно в заданном месте.

Вечером идем все дружно в бар "Девятое облако", там установлено несколько телевизоров, показывают одновременно старт и посадку за весь день, очень много пилотов, все комментируют, некоторые моменты просят повторить. На фото стенде уже выставка фотографий за текущий день, находим свои, любуемся. Одна фотография стоит 3$, бывалые предупреждают, что нужно покупать в последний день всю коллекцию, так я и сделал. Получилось 20$ за 18 профессиональных фотографий.

30 апреля.
Утром просыпаемся нормально, часики в мозгах перестроились. Рюкзаки в машину и в гору, народу на старте еще больше, с сегодняшнего дня дежурит скорая помощь. Находим себе место и стартуем, сегодня я решил попробовать обработать термики, даже прибор у Андрея взял. После старта ухожу, как все, вправо и сразу попадаю в нисходняк, вот не пруха. Хожу вдоль склона, сверху Ольга и Андрей уже выше старта выкручивают, а я … . В одну сторону +2, разворачиваюсь -2, так на месте и крутился. Через пол часа терпение кончилось направился к морю. После посадки традиционное купание в иоре и ожидание напарников с банкой пива Efess, другое здесь почти не встречается. Подтягиваются из отеля жена Ирина и дочь Софья. Они сегодня купались в бассейне, вода там конечно теплей, чем в море, довольные и радостные. После обеда все идем проверять температуру воды в бассейне. Второй вылет решили сегодня не делать, вместо полетов идем в купаться в лагуну. Забив рюкзаки пивом и вином идем на дикий пляж, народ там живет в палатках, фургонах или фанерных домиках. Все организовано, бар, кухня, радует чистота пляжа. Глубина залива в этом месте очень не большая, по колено или чуть глубже местами. Оля замечает в воздухе человека крутящего уже достаточно долго крутую спираль, смотрим, 200 м не выходит, 100 м не выходит, ниже не видно из-за деревьев. На обратном пути, проходя по набережной, видим как промывают купол и остальное снаряжение, стоит эта услуга 25$. Пикирующий пилот оказался нашим, русским, говорит что растерялся, поздно начал реагировать, но перед самой водой сумел выйти из спирали. Вечером к нам присоединился Борис, прилетевший сегодня, наш второй инструктор, опять нет повода не выпить рюмочку за встречу.

1 мая.
С праздником дорогие товарищи!!!
Вечеринка вчера удалась, по дороге на гору все спят. Я взял фотоаппарат, решил день посвятить съемкам. На старте уже слышна русская речь, наконец-то можно нормально пообщаться. Мы сегодня не спешим, погулял по стартовой площадке, поснимал со всех сторон, долго придумывал, куда деть фотоаппарат, чтобы удобно было доставать, засунул в карман подвески. Результат надеюсь разместят на сайте. Сегодня последний день свободных полетов, вечером прилетает остальная группа. После ужина собираемся на первый брифинг, получаем полетное задание и дружно тащим подвески на осмотр снаряжения. Контролируется все, каждого подвесили, отрегулировали, проверили запасные парашюты, выдали спас жилеты. Сие мероприятие затянулось до часу ночи.

2 мая.
Учитывая вчерашнюю задержку, выезд отложили на 10-30, по дороге еще дополнительный инструктаж, описывается поведение разных куполов в возможных сегодня неприятных ситуациях. Сегодня работаем на сложенных ушах: малые, большие, повороты, спирали, винговеры. Я слегка легкомысленно настроился на легкое задание, попотеть пришлось изрядно. Стартую в числе первых, лечу на точку в центре бухты, докладываюсь, что готов к работе, началось. Через пять минут безуспешных попыток, управляя весом, загнать купол в спираль сил уже не остается ни каких, живот мешает, жилет ему помогает, пот заливает глаза :. Расправил ушки, дай, думаю, отдохну немного, сразу окрик по рации: "Копалов, уши сложить, работаем", да уж не расслабишься. Назвался груздем, полезай в подвеску. После долгих мучений вроде вогнал в спираль, а удержать не могу, выходит обратно, зараза. После посадки сил еле хватило на то, что бы сложить купол и нырнуть в море. Прохлада помогает придти в себя. Инструктор проводит разбор полетов, выдает новое задание и отпускает пообедать тех, кто еще не успел.

После обеда работаем над фронтальным складыванием, берешь передние ряды, дергаешь их, главное не забыть потом отпустить, и ждешь, чего из этого получится. К этому упражнению морально был готов т.к посмотрел перед отъездом учебную кассету. Купол уходит назад, а потом вперед, если клевок больше 25-30 градусов, притормаживаешь крыло. Особого стремления клевать резко вперед после фронталки, я за своим куполом не заметил. В группе был еще один Swing Astral, только не второй как у меня, а третий. Постоянно обмениваясь между собой ощущениями, от поведения куполов, оба хозяина были удовлетворены выбором :. После ужина разбор полетов и получение нового задания. Успеваем еще на часок отметиться в "9-м облаке".

3 мая.
Погода разошлась на полную мощь, лампочка сверху светит так, что порой хочется ее вырубить хоть на часок. Утром отрабатываем снижение на Б-свале, берем Б-ряд и тянем-потянем, самое трудное дотянуть последние 5 см, ну ни как купол не хочет сваливаться, начинается подъем тела из подвески, ногами держу уголок, еще немного терпения и….. бухххх. Сорванный купол держать гораздо легче, момент срыва ощущается больше попой, она снова опускается в подвеску. Ощущения во время снижения достаточно комфортные.

После обеда работаем над асимметричным сложением. Как сказал инструктор, это самое жизненное упражнение. Бывалые подтверждают. Срываешь одну консоль за передний ряд, удерживаешь и отрабатываешь контрмеры, отпускаешь, прокачиваешь и снова срываешь. Через пять попыток удается не на долго зафиксировать прямолинейный полет, все время перегибал с контрмерой и уходил в противоположный поворот.

4 мая.
Снова асимметричка, продолжаем отрабатывать до полного автоматизма, в одну сторону, в другую. Мне разрешают выполнить упражнение без контрмеры, что бы выяснить реакцию купола. Срываю около 50%, руки вверх, наклон в сторону сложенной консоли, смотрим. Купол выходит из сложения самостоятельно, главное не мешать, разворот всего 90-120 градусов. При укладке купола выясняется, что на старте порвал заднюю кромку и повредил одну стропу. Камни там очень острые, особенно на среднем старте. Договариваюсь с обслуживающей нас фирмой о ремонте. Прошить кромку и заклеить две дырки стоит 40 дол. Ужас!!! И как плохо сделали, долго ругался, да все без толку. Вернули купол только вечером, положение спас Андрей, отдав мне свой купол, я давно хотел его опробовать - Swing Arcus. Задание тоже самое, начинаю работать. Ух ты!!!!! Какая контрмера, ему ни чего не нужно, консоль открывается вместе с отпусканием строп, я даже сделать ни чего не успел. Так дружок, а посильней, а 70 %, тут чуть подработали, поворот на 45 градусов. Вот это стандарт, непрошибаемый.

5 мая.
Взлетаем с верхнего старта, на нижнем, ветер не подходящий, а со среднего народ отказывается стартовать, порвали уже кучу строп. Машина доезжает до снега, дальше пешком минут 10. Погода жесткая, стартовая площадка очень крутая, перед нами уходит три тандема, готовимся и мы. Стартую нормально, сразу попадаю в мощный термик, прибора нет, по ощущениям +4, болтанка серьезная. Над нижним стартом прохожу уже на приличной высоте, часы показывали 2060 м. На точку работы пришел с высотой 1700, обычно 1100-1200. Опять отработка асимметричных сложений, уже в печенках сидит, ну надо так надо.(недавно полетав в Уфалее, понял, что тренировали нас не зря, я даже не задумывался, руки и тело сами отработали контрмеры). После обеда не летаем, старт закрыли, узнаю у прилетевших последними, что они перешли на нижний старт и взлетали от туда, т.к. по верхнему уже гуляли смерчики. Вечером празднуем день рождения нашего дорогого инструктора, Сергея Шеленкова в 9-м облаке.

6 мая.
Сегодня пытаемся исполнять крутые спирали, вспоминаю паренька не вышедшего до самой воды из нее, немного страшно. Теория, конечно, усвоена в полной мере, оговорены все ситуации, в которые ты можешь попасть, рассказаны все выходы, но блин, страшно. Начинаю потихоньку закручивать, выход, снова спираль. С четвертого раза, после многочисленных понуканий по рации кладу купол воздухозаборниками вниз, стропы загудели, вот оно, я смог!!! Считаю обороты на третьем витке выход, все нормально. Теперь не так круто, но с управляемым вращением, круче, положе, снова покруче. После посадки немного подташнивает и кружится голова, перегрузки, и как они SAT крутят. Инструктор говорит, все что мы делаем даже спиралями назвать трудно, успокаивает… .

7 мая.
Работаем над задним свалом, должны определить точку свала купола. Потихоньку затягиваем клеваны до предела и ждем, когда тряпочка на верху перестает нас держать и начинает сваливаться назад, тут же отпускаем. Сначала доводишь только до точки полного торможения, потом до легкого качка назад, потом держишь подольше, чтобы ушки ушли назад и отпускаешь. Вооот тут со мной и приключилась, мягко выражаясь, летная ситуация, смотрю на видео до сих пор мурашки по коже. Но все по порядку. Работаю значит я, затягиваю, отпускаю, все нормально, по рации командуют затянуть и подержать еще подольше, пробую. Смотрю, ушки пошли назад, еще чуть-чуть отпускаю, купол начинает двигаться вперед, притормаживаю глубоко и вот тут ошибаюсь, резко отпускаю клеванты, а надо было медленно. Купол летит мне в ноги, сворачивается в комочек, я вверх ногами между строп лечу вниз, мысленно уже дергаю запаску, рывок, купол расправляется. По рации крик инструктора: "Руки вверх, ни чего не делать". Купол расправляется, нехотя покачиваясь, занимает нормальное положение, будто спрашивает ну как я тебя, лихо? Конечно тут же был отправлен на посадку, с подробным объяснением причин попадания в данную ситуацию. Немного отдышавшись наблюдаю за борьбой со свалом моих сокурсников. Еще пара пилотов попадает в подобную ситуацию, примерно с таким же финалом. Вывод, который я сделал, если есть запас высоты и ты не запутался в стропах, можно выбраться из любых ситуаций, в большинстве из них купол сам выйдет в нормальное полетное состояние. Послеобеденный вылет уходит на повторение предсвала и отработку элементов из предыдущей программы, на свое усмотрение. Я конечно работаю на сложенных ушах, снова пытаюсь загнать купол в спираль и выполнить винговеры. Уже лучше, но не достаточно хорошо. На завтра нам всем устраивают выходной, жаль конечно, ведь для меня это последний день, но отдых нужен. Всех уже потрясывало от полученного адреналина.
Вечером случился день Нептуна, лежа на берегу, наблюдали три падения в воду с небольшим интервалом. Первое было плановым выбросом запаски, второе связано с поздним выходом из спирали, третье, тоже поздний выход из упражнения, сопровождалось уже бурными овациями и скандированием "шайбу-шайбу", пилот явно нацеливался на привязанный в море катер, но не дотянул метров 10.

8 мая.
Решено провести выходной в лагуне, но не там где уже были, а на другом берегу, где, говорят, есть, на что посмотреть в воде. Берем ласты, маски, пиво, винчик и на берег. Погода для отдыха просто отличная. Коса, отделяющая заводь, является платным парком. Очень чистое, хорошо организованное место отдыха с барами, кафе, туалетами, кабинками для переодевания, лежаками, зонтиками, и прочим пляжными причиндалами. Накупались, нанырялись вдоволь, на мелководье приятно полежать в прогретой воде. Рыбки очень красивые и разноцветные, много морских ежей. Красота, одним словом!!! Вот и все, дорогие читатели. Надеюсь, у вас потекли слюнки.

Осенью в Олюденизе проводится парапланерный фестиваль, с участием лучших аэробатов мира. Очень хочу поехать туда вновь, даже монетку в море бросил :.

В завершении, хочется высказать слова благодарности моим инструкторам Шеленкову Сергею и Таралинскому Борису, а также Перевалову Володе.

Копалов Дмитрий


Вернуться в библиотеку.


Hosted by uCoz