Вернуться в библиотеку.

Юрий Севрюгин


Белеет парус одинокий.


Вместо предисловия
Друзья мои! Я вспомнил стихотворение Лермонтова "Белеет парус одинокий" и понял тайный смысл этих слов в августе 2002г. во время полетов на Таманском полуострове Краснодарского края! Оказывается, великий русский поэт почти 200 лет назад написал о бризовых полетах на парапланах. И места он нашел замечательные - Тамань и Анапа. Вот что пишут историки: "М.Ю. Лермонтов первый раз приехал в Тамань в сентябре 1837 года и поселился в хате казака Мысника, который занимался рыбацким промыслом. Его баркас украла шайка татар-контрабандистов. Недалеко от дома, где остановился поэт, в лачужке жили старуха Червоная и девушка - "Ундина", описанная в повести "Тамань". Второй раз Лермонтов побывал здесь в первых числах декабря 1840 года по пути в Анапу в штаб Тенгинского полка…"

Таманский полуостров находится на западе Краснодарского края в месте слияния двух морей -Черного и Азовского и со всех сторон окружен пригодными для полетов на парапланах склонами (см.карту). В окружности не более 20 км находятся сразу несколько прекрасных парадромов.
Карта


1. Парадром "Веселовка" - самое популярное место для обучения у Краснодарский пилотов. Это гора за пос. Веселовка. Полеты возможны при любых направлениях ветра, кроме западных. Ехать через пос. Прогресс, мимо поворота на пос.Веселовку и через виноградники. Высота вершины 100 м, высота склонов 60-70 м. Идеальные места для старта и посадки. Гора облетана еще в 70-е годы дельтапланеристами.

2. Парадром "Южная Тамань" - береговой склон между пос. Веселовка и мысом Железный рог, Полеты возможны под Южный ветер. Проезд на склон через поля. Обрыв высотой 60м и длиной более 3 км. Пляж под обрывом узкий не более 10 метров, поэтому посадка желательна на место старта, т.е. на верхнее плато. Старт простой.

3. Парадром "Волна" - береговой склон между мысом Железный рог и пос. Волна. Длинный ровный обрыв длиной около 3 км высотой 70м. Хороший старт у левого края обрыва, глядя на море. Полеты возможны под Юго-Западный ветер.

4. Парадром "Гора Чиркова" - гора за пос. Виноградный в центре Таманского полуострова. Полеты возможны при южных направлениях ветра. Повернуть с автотрассы у пос. Виноградный и ехать 1 км через виноградники. Перепад высот 70 м. Идеальное место для начального обучения.

Особенности бризовых полетов :
1. При отсутствии погодных фронтов погода формируется достаточно стабильно. Ветер в течение суток ходит по кругу, как описано во многих классических источниках. Утром он начинается на востоке и дует вдоль берега постепенно усиливаясь к обеду и доворачивая по часовой стрелке до юга. В середине дня ветер в течение 2 - 6 часов дует прямо с моря, создавая непрерывный динамический поток. Вечером ветер поворачивает на запад и стихает. С утра все повторяется...

2. Перепад высоты 50-70 м над морем позволяет гарантированно удерживаться на параплане начиная со скорости ветра 4 м/с. При ветре 5 и более м/с высота полета в зависимости от солнечного прогрева может составлять от 50 до 100 метров. Это позволяет уходить в море на 200-300 метров с небольшим снижением и последующим возвращением в динамический поток склона. (см.фото)
Тамань подо мною...


3. Для начального обучения береговые склоны непригодны из-за трудного старта из-за обрывистой верхней части склона и с берегового склона нельзя производить полеты по прямой, поскольку точка посадки находится далеко в море.

Для посадки нужно всегда совершать повороты на 90 и более градусов. Место старта обычно подходит и для посадки. Там, где наверху растительность отсутствует, посадка комфортна в любом месте, начиная от самого края обрыва и дальше.

Как стартовать? Обрывистый край создает затененную от ветра зону на расстоянии до 50 метров и зону повышенной турбулентности на расстоянии до 200-300 метров от края обрыва. Поэтому лучше поднимать купол на расстоянии 15-30 метров от края обрыва и пройти с ним уже поднятым до обрыва. Отрыв от земли при этом часто происходит еще за 3-7 метров до обрыва, если ветер превышает 5 м/с. Для пилотов со слабой подготовкой рекомендуется присмотреть более удобное место, например, рядом с небольшой ложбиной со спуском к морю. Есть небольшие длиной около 10-15 м. участки с склоном крутизной 40-50°, где можно выложить купол чуть ниже кромки и стартовать прямо в динамическом потоке. В общем мест для старта там множество, и стартовать смогут все.

Участки пляжа генерируют мягкие и временами достаточно широкие термические потоки, поскольку ширины склона и пляжа уже достаточно для нагревании значительной массы воздуха. Но большие наборы и маршрутные улеты практически невозможны из-за низкой инверсии, неизбежной спутницей прибрежных районов.

По моему мнению, бризовые полеты в Тамани и Анапе более безопасны, чем полеты между пос.Коктебель и Орджоникидзе в Крыму. От Тамани до знаменитой горы Климентьева недалеко, около 250 км, но путешественников поджидают жадные таможеники на паромной переправе Крым-Кавказ у города Керчь.

Проживание и питание
На все парадромы возможно проехать к месту старта на автомобиле.
Жить можно сверху в палатках там, где есть удобные спуски к морю.
Пляжи и само море здесь довольно чистое, а купающихся и приезжих немного из-за любимых парапланеристами обрывов, на которые остальному народу лень подниматься или спускаться.
Жить можно в Тамани, пос.Веселовка или пос.Волна. Я рекомендую "цивилизованную" Тамань, т.к. там имеется местный винзавод, множество летних домиков на любой вкус, огромный дешевый базар, телефон, дом-музей Лермонтова и даже летный кинотеатр.

Резюме
Вас ожидают прекрасные комфортные прогулочные бризовые полеты над синевой Черного моря и над любимыми женами и детьми, загорающими на песочке где-то внизу, или над восторженными визжащими подругами на диких пляжах (ненужное зачеркнуть). Удачи!

Севрюгин Юрий - г.Ижевск (3412) 29-27-66.
05.03.2003г.
Отдельное спасибо: Анатолию Недолужко, Сергею Кривошея, Игорю Калашникову.



Вернуться в библиотеку.


Hosted by uCoz