Вернуться на Главную.

Приешкин Алексей


Что такое ПАРАПЛАН?


Эта статья для тех, кто зашел на этот сайт случайно, и хочет немного больше узнать про это странное словосочетание.

Так это выглядит


Параплан, в переводе с нашего русского - "планирующий парашют". С этого все и началось. С попытки приспособить управляемый парашют в средство для полетов с гор.
Конечно, для полетов с гор уже существовали сверхлегкие аппараты - дельтапланы. Имея явное преимущество перед планерами по транспортабельности и не зависимости от аэродромов и самолетов-буксировщиков, дельтапланы, тем не менее имеют довольно громоздкие (по меркам общественного транспорта) размеры, и довольно внушительный вес. Затащить на гору трехметровый, 30-40 кг. сверток на своих плечах - дело совсем нелегкое. Другое дело - парашют. Но планирующий парашют не очень-то приспособлен для старта с земной поверхности. Пионерам этого дела приходилось выбирать для старта практически отвесные скалы, или разгонять крыло, используя подходящий склон и горные лыжи.

Безусловно, считать эти полеты сколько-нибудь безопасными, особенно с точки зрения нынешних требований к безопасности полетов на параплане - просто не приходится. Неудачная посадка в громоздких горнолыжных ботинках, даже при автоматическом отстёгивании лыж, могла элементарно отправить экстримала в гипс на весьма продолжительный срок. Да и старт со скалы требует немалого опыта в обращении с куполом. Так что считать парашют подходящим средством для обучения полетам с гор начинающих - это не совсем корректно. Вот и появилось связующее звено между дельтапланами и парашютами - параплан. Летные качества - ну почти как у дельтаплана, а вот места занимает - чуть больше парашюта.

Все необходимое для полета весит 10-20 кг. и умещается в рюкзаке, по размерам сопоставимом с обычным туристическим. "Все необходимое" подразумевает: собственно сам параплан (он же - крыло, он же - купол), подвесную систему (она же - подвеска), шлем (или - каска, кому как нравится), ботинки с твердой рифленой подошвой, запасной парашют (он же - "запаска"). Запасной парашют - это если собираетесь летать выше 50м. над землей и хотите иметь нечто, успокаивающее душу в трудную минуту, а также дополнительный и последний (парапланеристы не любят слово "последний" и обычно заменяют его на "крайний", но запаска - это именно "последний") шанс вернуться домой живым из той передряги, в которую вы имели неосторожность вляпаться. Помимо "всего необходимого", в парапланерный рюкзак помещаются: летный комбинезон (не жарко, не холодно, и не продувает в полете), бутылки с минералкой (после подъема на горку очень хочется пить), вариометр (прибор для измерения скорости подъема/снижения, высоты полета), рация, GPS (прибор спутниковой навигации - ну это когда совсем уже далеко приходится летать, или на соревнованиях участвуете), фотоаппарат (если фотографии получатся, вы сможете оценить насколько убого передает картину окружавшего вас в полете мира, самый что ни на есть "навороченный" NICON), сухой паек, (его иногда заменяют "МАРС" и "СНИКЕРС", но имейте ввиду, что за один не очень летный, но полетный день, на горках парапланерист теряет до 5 кг. своего живого веса), солнцезащитные очки, и еще целая масса всякой дребедени. Я слышал, что некоторые берут с собой на горку небольшие переносные телевизоры на батарейках, но думаю, что это - уже лишнее :-).

В управлении параплан также сочетает основные принципы обоих своих предшественников: повороты могут выполняться как за счет затягивания строп управления ( их две - левая и правая), так и за счет переноса веса тела в подвеске. Обычно используют оба варианта.

Помимо полетов с гор и горок, в настоящее время активно развиваются буксировочные полеты. Такие полеты можно проводить на равнинной местности, используя специальные лебедки с регулируемой нагрузкой на буксировочном тросе. Несомненный плюс таких полетов - в гору лезть не надо. Минус - предельные нагрузки на крыло, приводящие к его преждевременному износу и необходимость наличия 2-4 человек, желающих запускать в воздух парапланеристов, оставаясь при этом на земле. Если есть желание запускать параплан, непосредственно привязанный веревкой к фаркопу автомобиля, а такие попытки время от времени предпринимаются - учтите, что еще никому не удалось осуществить такой запуск без травм.

В отличии от управляемого парашюта, на параплане не выпрыгивают из летящего самолета. В принципе - можно, но скорее всего вы просто разобьетесь, так как крыло параплана либо разрушится при раскрытии, либо вовсе не раскроется. Можно выпрыгнуть из самолета стоящего на земле. Эффект будет примерно такой же как от прыжка без параплана. И вообще: на парапланах не прыгают, на них -- летают.
Параплан не может сам по себе лететь вверх. Как и любой безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, параплан всегда летит вниз за счет взаимодействия с воздухом крыла, находящегося под нагрузкой веса пилота и всего того, что ему приходится с собой тащить. При этом расходуется энергия, которую пришлось затратить при подъеме в гору, или буксировке. Но, и это - главное: параплан летит вниз со скоростью примерно 1 м/с ОТНОСИТЕЛЬНО ОКРУЖАЮЩЕГО ЕГО ВОЗДУХА(в этом мире все -- относительно). И если воздух относительно земли движется вверх, со скоростью более 1 м/с, то параплан относительно земли также будет двигаться вверх. Таким образом, не вступая в противоречие с основополагающими законами физики, а находясь в полном соответствии с ними, используя энергию восходящих потоков, удается пролетать до 340 км, поднимаясь на высоту до 4500 м. Ну это - в "Забугорье", а в России например: Виктор Федоров с 200 м. горы Шихан, под Стерлитамаком, улетел на 143 км.

Взлетать с ровного поля и лететь вверх, прекрасно получается у мотопараплана. Мотопараплан - это 20-30 кг. мотоустановка, расположенная за спиной пилота, являющаяся дополнением к крылу параплана класса "Standard". Вес мотора давит на плечи, спину и ноги, только на старте и посадке, в полете же пилот сидит в подвеске примерно как на стуле с высокой спинкой - не так удобно, как в подвеске для свободного полета, зато в гору лазить не надо. Но как только ветер усиливается - летать на мотопараплане становится уже некомфортно.

Есть также тандемные парапланы - для полетов вдвоем. Один - пилот, второй - пассажир.

Опасно ли это? По статистике параплан безопаснее мотоцикла, и немного опаснее автомобиля. А вообще-то все зависит от отношения конкретного человека к этому виду спорта. Во всяком случае, на мой взгляд, это не самый экстримальный спорт.

В общем параплан - это своеобразный пропуск в мир "пятого океана". Если вы решите, что вам он нужен - дерзайте. Учиться придется много, всю полетную жизнь, но учеба эта - весьма познавательна и интересна. Океан - огромен и могуч. Чтобы чувствовать себя в нем уверенно, относиться к нему придется с почтением и уважением. Но оно того стоит.

Более подробно обо всем этом можно узнать прочтя: "Введение в параглайдинг" Зигмунта Френкеля, (лежит на сайте А. Семёнова http://www.sci.pfu.edu.ru/~asemenov/frenkel/index.htm) а также "Мечта летать" Игоря Волкова (лежит на сайте: http://www.paraglide.ru/book/ml/index.shtml), и еще массу информации можно подчерпнуть на http://www.paraplan.ru и далее по ссылкам на остальные парапланерные ресурсы Интернета.

Удачи!

Aleksei. Вернуться на главную.


Hosted by uCoz