Вернуться в библиотеку.

Первомай в Кандрах.

Как оно было.

Приешкин Алексей Юрий Севрюгин


Алексей Приешкин(А.П.): Вечная дилема: с чего начать? Можно со споров по поводу выбора места поездки, или с поиска самого средства передвижения. Но вообще-то место поездки было определено погодой, ибо ее, т.е. погоды не было. Была масса метеопрогнозов: Гисметео, Фобос, Веазер, Си-Эн-Эн, ОРТ и.т.д. Все они сводились к одному: "ПОГОДЫ НЕТ".

Юрий Севрюгин(Ю.С.): Алексей, ты не прав! Погода была замечательная. Так например, с 20.04 по 1.05 на Климухе все дни летные. Первомай на Юце в этом году удался. Гора встретила приезжих москвичей, майкопчан, краснодарцев и местных пилотов ясным небом, слабыми северо-восточными ветрами и мощнейшей маршрутной погодой. 30.04 набирали до 1100 м над вершиной Юцы. 1 и 2 мая погода еще усилилась - наборы до 1700м. Погода в Олуденизе, который в Турции была тоже чудесной! Я надеюсь, что Копалов Дмитрий (DK) из Екатеринбурга расскажет нам о ней. Просто ее не было в конкретном месте. На Урале. Се ля ви!

А.П. Юца, Олудениз, Климуха... Юра, ты забыл про Гавайи! Там, говорят, Первомай тоже прошел неплохо.:-) А те которые с Урала, решили не ехать за тридевять земель киселя (водочки) хлебать, а выбрать наиболее приближенную к нам тусовочную горку. Всего-то 360 км от Чайковского. Поехали.

Первое мая 2003г.
Ю.С. Бригада ижевских парапланеристов в количестве 7 человек настроена по-боевому. Моросил мелкий дождь, низкие тучи быстро неслись по хмурому небу. Только фанаты и сумашедшие (что собственно одно и тоже) собираются на полеты в такую погоду. Метеопрогноз не предвещал хорошей погоды, однако желание вырваться из бесконечной рутины дел на работе и цепких объятий жен (подруг) было сильнее. Все 6 часов дороги до Кандров дождь не стихал.

А.П. г.Чайковский. Низкое, хмурое небо, дождь еще не начался, данное явление уже вызывало подозрение: неужели синоптики ошиблись?
Ровно в 8 ч мск. я, Леха и Рома отъезжаем от дома. Теперь уже на погоду не глядим. Камбарка, понтонная переправа, Нефтекамск. В Нефтекамске запасаемся башкирской водкой. Не ради пьянки, но здоровья для. Сверху нешуточно льет, и в перспективе у нас трое очень мокрых и холодных суток. Так что здоровье, вернее водка нам очень понадобится. Забегая вперед, скажу, что погода оказалась не такой уж и мокрой, а водки мы все равно взяли мало!
Покинув Нефтекамск, направляемся в Дюртюли (после моста слева есть хорошее и недорогое кафе - здание из красного кирпича с автостоянкой), дальше под проливным дождем проезжаем Чекмагуш, и еще через час попадаем на трассу Уфа-Самара. Начинаются горки. На одной из них красиво разместились четыре ветряка опытно-промышленной ветроэлектростанции "Тюпкильды". Проезжаем озеро Кандрыкуль. Жемчужина Башкирии еще покрыта льдом. Набрав в канистру воды из источника по дороге, сворачиваем по указателю на Белебей. Действительно, у последнего коттеджа деревни Тукаево, как и обещали, висит вывеска "Кумыс". Сворачиваем от кумыса налево и попадаем на грунтовку. Вернее это летом она грунтовка. А сейчас она представляла собой нечто раскисшую смесь гравия и черной глины. Миновав стелу "Балтаево" и не доезжая 50 м до деревни, уходим снова налево. Дорога - все та же смесь гравия и глины. Машина начинает очень заметно упираться и метров за 150 до конца подъема "семерка" выбрасывает "белый флаг" перед распутицей. Вверх уже не лезет. Поднимаемся на гору пешком. Вокруг ни души. Льет дождь, дует запад 8-10 м/с. Времени уже 16 мск. В перспективе - ночевка прямо здесь у раскисшей дороги. Где ижевские ребята? Юркин сотовый "временно недоступен". Решаем объехать гору по дороге, что есть на карте и подъехать к ее подножью с западного склона. Возвращаемся в Тукаево и встречаемся с "Тойотой" и "Семеркой" ижевских ребят.

Ю.С. Радостная встреча с тремя смельчаками из г.Чайковский произошла возле "Кумыса". Теперь нас стало 10 человек под дождем рядом с заветной целью. И мы решили попробовать забраться еще раз.

А.П. Они не поверили тому, что мы не пробились на гору, и уже тремя машинами мы повторяем штурм. Горку делает только микроавтобус "Тойота". Впрочем, он тут же возвращается назад увидев, что дорога по горе не лучше подъема.

Ю.С. После очередного неудачного штурма было решено остановиться на ночлег около фермы у деревни Болтаево. Короткая зеленая травка напоминала поле для гольфа. Просто райское местечко среди дорожной грязи.

А.П. Настроение у всех приподнятое: у кого пивом, у кого предвкушением ужина. Шипят горелки, булькает лапша с тушенкой, палка колбасы превращается в кружочки, потрескивают дрова в костре, дождик кончился. Установлено знамя Ижевского параклуба, слегка развевается "колдун". Жизнь налаживается. Башкирская водка смешивается в желудках с водкой "Калашников" из Удмуртии. Палатки установлены, надуты надувные матрасы, в разрывах облаков появляется синее небо. Лагерь
Над горой, на которую мы не смогли пробиться, появляются три купола. Немного погодя к ним присоединяется дельтаплан. Значит, на горе есть люди! Празднование "встречи" затягивается за полночь. Выпиваем еще по одной за хорошую погоду и потихоньку расползаемся по палаткам. Но не все. Особо упорные всю ночь не ложились и встретили нас утром с котелком начищенной картошки. Есть только миг, между прошлым и будущим...


Ю.С. К полуночи дождь прекратился, тучи разлетелись. Ночь раскинула над пьяными пилотами шатер из звезд. Погода была сломана! Это заметили все, кто в состоянии был еще что-то замечать!
Для справки:
В Аскарово 1-го мая весь день шел дождь, а вот 2-го была прекрсная погода. Уже в 9 утра над хребтом уже висел купол. Дул ровный запад, светило солнце, народ повылезал на гору кто на чем. После часу дня появилась над деревней термичка, и некоторые особо продвинутые пилоты набирали много высоты. Более подробно об этом может рассказать Андрей Транчук, который там жил с 30-го апреля по 11-е мая и все видел.


Второе мая.
А.П.Первые лучи солнца разорвали туман над лагерем и осветили горку, под которой мы остановились. Чай, легкий перекус, рюкзак за спину, прибор на ноль и вверх на гору.
Высота 87 м. над лагерем. Ветер 1-2 м/с. Сырая трава. Воду я не взял, и последствия бурно проведенного вечера начинают мучить организм жаждой. Но то ли влажность виновата, то ли организм поражен красотой начинающегося утра, жажда проходит и я начинаю терпеливо ждать, когда высохнет трава или С добрым утром, страна!
дунет 3-5 м/с. Поскольку поднимать лакешный купол в штиль на мокрой траве - дело неблагодарное. Поднимаются Иван с Андреем. Быстренько расправляются и летят вниз в лагерь. Сижу, курю, смотрю, как оживает деревня. Через час на гору снова залазит Иван и полчаса ждет хотя бы слабого порыва. Ветер стих совсем. Уловив момент, Иван взлетает и снова летит в лагерь. Расправляюсь и я. Ветер, как будто поняв чего я жду, упруго надувает крыло, выставляя его "стеночкой". Ухожу. Прибор попискивает, отмечая подъем, но он слабый. Я, не меняя плана полета, лечу вниз в лагерь к воде и завтраку. Уже одиннадцатый час. Солнышко прогрело склон и огороды под ним. В воздухе потряхивает, но не сильно. Не рискнув пролетать над деревьями, сажусь не долетая до лагеря. На гору уходит Андрей со второй попыткой. Через полчаса он зависает в динамике над ложкой. А я работаю ложкой в тарелке.
Ю.С. Утро 2-го мая встретило нас солнышком и штилем. Самыми нетерпеливыми оказались Иван и Андрей. Когда я вылез из спальника, эти "жаворонки" уже залезли на ближайший склон высотой метров 90 и слетели вниз. Этого им показалось мало, и они полезли наверх опять. Их упорство было достойно вознаграждено. Поднявшийся ветерок позволил им полетать 20 и 50 минут соответственно.

А.П.Юра предлагает воспользоваться перерывом в дожде и повторить попытку заехать на гору к основному лагерю. Мы быстро сворачиваемся и, пополнив запасы воды и пива, начинаем очередной подъем. "Семерки" только на 50 м улучшают результат предыдущего дня. Четыре человека в состоянии продвинуть машину еще на 90м вперед и вверх. Еще чуть-чуть...
На заключительные 10 метров сил не хватает. На гору взбирается полноприводная "Тойота". Впрягаются еще три человека и помогают преодолеть этот остаток и затащить вторую машину. После 200 метров периодического подталкивания на особо вязких местах машины выходят на ровную дорогу. Следующие 2 км по горе мы преодолеваем с помощью русского "авось", чей-то "матери" и еще пары подходящих к случаю выражений. Кэмэл Трофи на "семерках". И вот он финиш: лагерь на вершине горы, обдуваемый всеми ветрами, опять омываемый дождем. Разбиваем палатки, отмечаем благополучное прибытие. Спать!
Ю.С.Вряд ли еще когда-нибудь семь мужиков будут толкать меня одного в машине. Когда мы наконец-то добрались до палаточного лагеря, дождь хлестал. Я выпил стакан водки, закусил для профилактики гриппа луковицей и отключился в машине. Подъем замучил меня также как и мою любимую машину. Три секунды до неба.

Меня разбудили радостные крики. Костя в палатке, на примусе сварил чудесную солянку и звал отобедать. Мокрые пилоты вновь начали ломать погоду "Калашниковой" и опять удачно! Удивительно, но к вечеру дождь перестал. Возможно хорошую погоду привезло жесткокрылое подкрепление из Ижевска. Дорогими гостями на горке оказались Николай и Андрей.
...
А.П. Вечереет. Стихает дождь. На старт выходят дельтапланы. В динамике они поднимаются метров на 50 над склоном и начинают свой танец. Через полчаса ветер стихает. Дельтапланы садятся у палаток. Их место занимают парапланы. Впрочем, ветер решил стихнуть основательно, и парапланы тоже начинают сыпаться вниз. Еще немного чтобы крепко спалось, и - баиньки.

Третье мая.
А.П. Утро. Солнце, слабый западный ветер. Погода обещает быть. Первым стартует Алексей. Ветер слаб и, сделав пару галсов, он садится внизу. Потом как будто кто-то выключателем вентилятора щелкнул. Ветер дунул пятерочку, и народ на старте задумался. Я притащил свой параплан. Алексей уже поднялся и посмотрев на ветер, снова расправил купол. И вот он уже висит выше склона, неторопливо набирая в утреннем динамике. Расправляю купол, делаем раз, делаем два, маленький шажок для человечества, и я в воздухе. Усядемся поудобнее и посмотрим на окружающую действительность под другим углом зрения. Справа внизу лагерь на вершине в два футбольных поля, слева далеко внизу река и озера рыбного хозяйства, под ногами полосатый склон, над головой крыло. Жизнь - прекрасна! Несомненно! Один за другим в воздух уходят остальные купола. Юра, Сергей, Алексей … Пытаюсь достать из внутреннего кармана комбеза фотоаппарат, но карман застегнут и рукам в перчатках не поддается. А и черт с ним с фотоаппаратом! В следующий раз положу поближе. Повисев с Лехой в ложке, ухожу на очередной галс вдоль склона к основной массе куполов. Внизу на старте появляется дельтаплан. Ага, ветер усиливается, точно. На одном из проходов сильно принимаю на склон, и когда опомнился, вспомнил что есть "зона выдувания". Все-таки акселератор вещь иногда крайне необходимая. А его планка осталась дома. Надо же было что-то забыть. Сдуло. Садимся. Один за другим заходят на посадку парапланы. В небо отправляются дельтапланы. Но ненадолго. Ветер доворачивает на юг и стихает. Время принимать дозы ультрафиолета. Народ перебирается на восточный склон в надежде на усиление ветра с этого направления. Виг вам..

Ю.С.Голубое небо. Штиль. Народ разделся. Кто-то грелся на солнышке - сушил на себе одежду, кто-то пытался загорать. Внезапно, как это происходило всегда в этой поездке, подул легкий запад. Весь летающий народ подтянулся к западному склону. Первым ушел Алексей на Мистрале, за ним Олег на Цируссе-2. Крепкий ветерок, сдобренный дневной термичкой, вскоре превратил утреннюю идиллию в испытание нервов и мастерства. "Колбасило" по-настоящему.
В течение часа ветер усилился до угрожающей для парапланов величины. Олег, сбросив винговерами высоту, ушел подальше и пониже от склона. Однако даже там его "держало". Cinematograf

Восемь дельтиков попрыгали в динамик и начали резвиться. Набор в термодинамике составлял никак не меньше 400-500 м. над горой. Но через час и им пришлось покинуть небо. Приближалась гроза. Ветер усиливается не на шутку. Палатки ходят ходуном. Гроза обходит горку стороной, но и здесь льет и дует весьма неслабо. Последующее прояснение опять порадовало дельтиков хорошим ветром и долгими полетами. Парапланеристы из Ижевска заняли места согласно купленным билетам и стали смотреть воздушное шоу. А вам слабО ?
Бурю восторженных аплодисментов вызвал трюк Николая Лазарева. На высоте более 300 метров над рельефом он залез ногами на трапецию и стал летать. Выделывается?! Но ведь запаски нет! После блестящей посадки оказалось, что в воздухе после плотного обеда Колю начало мутить. Проститься с содержимым желудка или идти на вынужденную посадку он подсчитал неразумным, поэтому он уселся на трапецию и таким образом успокоил взбесившийся желудок.

А.П. К вечеру ветер снова стихает. В воздухе дельтапланы сменяются парапланами. В воздухе - карусель. Но ненадолго. Снова начинается дождь. Теперь уже на всю ночь.

Ю.С.Да! Ближе к вечеру ветер немного утих, и мы наслаждались полетами. По моим подсчетам одновременно в воздухе находилось до 10 парапланов! Немало для майских Кандров!
Порядок в полетах соблюдался. А крутили спирали у склона только 4 пилота. Причем очень аккуратно и осторожно, так как внизу были "чайники".

Четвертое мая.
А.П.Утром погода не лучше. Всю ночь шел дождь. Учитывая один нехилый подъем на пути с горки и необходимость выхода на работу пятого, резво собираемся и четырьмя машинами отправляемся в обратный путь в направлении Дюртюли-Нефтекамск. Обед в Дюртюлях. Еще чуть-чуть и мы дома. Грязные, загорелые, обросшие щетиной. Горячая ванна, коньяк, спать (блин, чего же дома-то так жарко).

Ю.С.Утром 4 мая под сильным дождем мы засобирались в обратную дорогу. Четыре машины и 8 пилотов покинули горку. Дожидаться очередного прояснения в погоде остались четверо смельчаков из Ижевска и уфимские ребята, спрятавшиеся в палатках. Но это совсем другая история…


Впечатления от горки.

Вечер
А.П.Самый главный "плюс" Кандров - это то, что на путь от палатки до места старта (50 метров), подготовку и взлет, уходит всего три минуты. Если бы мы были где-нибудь в Аскарово или на Шихане у подножия горы, то для того, чтобы поймать момент в такую погоду, пришлось бы мокнуть на вершине часами. Чтобы подняться в гору при быстром улучшении погодных условий, времени и сил бы не хватило. Приемлемые для взлета условия продолжительностью не отличались.
Летать в динамике - приятно и без термички несложно. Склон длинный и места хватит всем. А вот в термичку не знаю. Высота небольшая метров 50-70 со всеми вытекающими из этого последствиями. Впрочем смотря какая она будет та термичка. А так: дельты реально цеплялись и уходили. Правда мы наблюдали за ними лежа на земле. Стоять было некомфортно в такой ветер.
А вот как учебный склон, на мой взгляд - горка не очень. Конечно внизу и наверху - простор, деревьев на склоне нет. Но вот сам склон… Он изрезан своеобразными "ступеньками" против эрозии почвы. Высота "ступенек" до метра. Для первых стартов я бы выбрал место поспокойнее. И подъем с парапланом по этим "ступенькам" - дело требующее очень неплохой физической подготовки. Кстати: лучше всего осуществлять подъем по южному хребту. Там "ступенек нет". Это надо учитывать при выборе места посадки.
А поскольку расстояние от моего дома до горки всего 360 км - вообще прекрасная гора! Можно не напрягаясь гонять туда в выходные.

Ю.С.Старт в штиль с вершины простым назвать нельзя. Разгонять параплан в штиль по горизонтальной площадке все же гораздо труднее, чем по склону. В ветер лучше поднимать купол на расстоянии 10 метров от края склона и пройти с ним уже поднятым до самого склона. Отрыв от земли при этом часто происходит еще за 3-5 метров до склона, если ветер превышает 5 м/с. Погода!

Для пилотов со слабой подготовкой рекомендуется присмотреть более удобное место, например, севернее по склону в большой ложке. Там есть участки с склоном крутизной 40-50°, где можно выложить купол ниже кромки и стартовать прямо в динамический поток под присмотром инструктора. В общем относительно безопасное место для старта можно найти всегда, и высоту старта выбрать по желанию.
Старт со "ступенек" лучше не практиковать. Очень легко оступиться. Шлем, перчатки и спецобувь обязательны.

А.П.Ну и еще немного "минусов". Впрочем, при соответствующей подготовке их можно свести на "нет". Так вот. В дождь и ветер на горе без "сугреву" очень неуютно. Так что запас "сугрева" лишним не будет и (или) запас теплой одежды. Хотя чегото я не припомню чтобы такой запас оказался когда-либо лишним.
Требуется обратить внимание на основательность крепления палаток. Современные конструкции палаток - предпочтительнее, они лучше удерживаются на ветру. Эффективность полиэтиленовой пленки, наброшенной на палатку, в ветренную погоду практически никакая. Дровами надо запасаться заранее. На горе их нет (если конечно кто-нибудь не оставит). И воду надо брать с запасом с учетом мытья посуды.
Еще по поводу пополнения запасов горячительных напитков и сигарет. До ближайшего магазина от лагеря 6 км грунтовки, из них - километра два по горе. Дорога в целом неплохая. Но на "классике" с лысыми или БЛ-скими покрышками после хорошего дождя там делать нечего. Утро в Кандрах
Самое трудное - основной подъем в гору. Есть еще один подъем на самой горе. Его придется преодолеть на обратном пути. Он не такой затяжной, но довольно крутой.
И все? И все! Несмотря на абсолютно безнадежный прогноз, поездка безусловно удалась. Мораль такова: если на горе собирается критическая масса людей, чокнутых небом, никакая нелетная погода не может быть таковой сколько-нибудь продолжительное время.
И еще одно наблюдение. Когда почти все покидают горку в виду нудного затяжного, нескончаемого дождя, то самые упрямые, оставшись на горе, вознаграждаются за свое упрямство четырьмя днями АБСОЛЮТНО ЛЕТНОЙ ПОГОДЫ!

Приешкин Алексей
Юрий Севрюгин

2003г.

Вернуться в библиотеку.


Hosted by uCoz