Вернуться.

Анатомия "ВИРУСА".

Юрий Севрюгин


Я пять лет летаю на парапланах и не разу не видел живьем его младшего брата - кайта. Конечно я знал, что кайт это буксировочный змей - мини параплан. Существуют кайты с надувным каркасом для лета, похожие на серп, и парапланерного типа для зимы, похожие на парапланчик для дошкольника. На зимнем кайте катаются по снегу на лыжах и сноуборде, на летнем кайте - по воде на серфинге, вейкборде, катамаране, байдарке и, наверное, на всем остальном, что плавает. Но как говориться один раз увидеть лучше, чем один раз услышать. Мне очень хотелось узнать, чем кайт отличается от параплана и как им управлять.
Aeros (24,7kb)
И вот наконец сбылась моя мечта. В конце января 2003г. Владимиру Саланкину первому в Удмуртии прислали из киевской фирмы АЭРОС 7-ми метровый кайт, названный ВИРУС. В инструкции написано, что это кайт-афмибия, то есть на нем можно кататься по снегу и воде. Зимой снега у нас много, как летом грязи! В воскресенье я бросил кайт на плечо и поехал на пруд в центре города. Пассажиры троллейбуса смотрели на меня с опаской! Упакованный в рюкзачок кайт очень походит на охотничье ружье в чехле. Агрессивность ему придает оригинальная ручка управления (трапеция) длиной около метра, состоящая из центральной перекладины, к которой присоединены на шарнирах две 30-ти см концевых ручки. К центральной перекладине крепятся две 21-ти метровые тяговые стропы, к краям боковых ручек - две управляющие стропы. Стропы французские - Aramid Edelrid толщиной 1,3 мм и 0,9 мм. Длина управляющих строп и соответственно тяга кайта может меняться затягиванием строп в конусообразные щели на концевых ручках.
Стропы при транспортировке очень трудно запутать потому, что в комплект прилагается челнок для их намотки. Еще от строп управления через резиновый жгут идет уздечка и крепится к руке пилота. Она выполняет страховочного механизма, который нейтрализует кайт (снимает тягу) при падении пилота или вырывания ручки управления.Подвесной системы в комплекте нет. Я думаю, что ее роль выполняет ручка управления по аналогии с трапецией, применяемой в виндсерфинге.Приятная неожиданность ждала меня дальше - пустой рюкзак легко трансформируется в поясную сумку!
Внимательно посмотрев на купол я обнаружил знакомые по параплану элементы конструкции. Купол кайта изготовлен парапланерной ткани, называемой гельвенор. Внутри купола есть двадцать две поперечные перегородки - нервюры, отверстия в которых усилены дополнительной прошивкой, предотвращающие их повреждение при сильных ударах о землю. Но больше всего меня удивило то, что в передней кромке кайта открытыми оставлены только четыре воздухозаборника! Остальные секции полностью закрыты! Удивительно еще и то, что воздухозаборники закрыты специальной "капроновой" сеткой! Я думал, что из-за этого купол будет долго наполняться, но это не так. Все происходит за несколько секунд.
Задняя кромка прошита и чем-то проклеена для герметичности. Тоже хорошо! На концах ушей есть специальные клапаны для стравливания воздуха при укладке в рюкзак. Через них можно также сливать воду, попавшую во внутрь, или рукой извлекать песок из кончиков ушей. Мусор крупнее туда просто не попадет! К куполу крепятся четыре ряда строп. Стропы рядов А, В и С каждой половины кончаются свободным концом, к которому петлей-удавкой крепится основная тяговая стропа. Стропы D ряда каждой половины купола заканчиваются задним свободным концом, к которому крепится стропа управления. Вот собственно все, что я смог рассмотреть перед первым стартом.

На Ижевском пруду ветер был слабым и неустойчивым от 1 до 3 м/с. Кайт никак не хотел взлетать. Черные пятна рыбаков зашевелились, и стали смотреть на меня как "аборигены на капитана Кука". Пришлось разбираться с регулировкой строп управления. При этом я понял, что надо соблюдать два правила. Первое, требуется выровнять длины обеих управляющих строп. Если стропы управления неодинаковы на разных половинах купола, змей будет уклоняться в сторону короткой стропы. Второе, самое сложное - правильно подобрать соотношение длины тяговых и управляющих строп. Неудачное соотношение длины приводит к снижению тяги и ухудшению управляемости змея. Если змей сильно тянет и плохо поднимается, это означает, что управляющие стропы слишком коротки ("клеванты затянуты" - как говорят парапланеристы). И наоборот, если задние стропы слишком длинные, то они дают малое торможение. Змей взлетает в зенит, не тянет и "не хочет" приземляться. Регулировка производится путем добавления новых узлов на свободных концах ручек управления и крепления строп управления петлями на этих узлах.

Управление кайтом я описывать не стану. Любой парапланерист, освоивший обратный старт, сможет скрутить кайтом восьмерки с восьмого раза (каламбурчик!). Вскоре без помощника удавалось переворачивать кайт с задней кромки на переднюю, "стартовать" и приземляться. Порывы ветра были неприятны, и на сноуборд я решил не вставать. Хозяину кайта - Володе удавалось в порывах ветра поднимать кайт и катиться десяток метров. Потом наступало затишье, и змей утомленно падал. И опять томительное ожидание, и вновь порывчик! Так прошел час. Было решено идти домой. Я узнал как устроен и летает кайт. Володя был рад удачному приобретению. Каждый по-своему довольный мы вступили на берег и разошлись до следующих выходных, надеясь на хороший ветер.
Ruslan Buszczak & Aeros(28kb)

Текст: Юрий Севрюгин - Ижевск, Россия, 27.01.2003,uvc@cbs.udm.ru .
Фото: Ruslan Buszczak - Краков, Польша, aeros@kompit.com.pl.

Вернуться.


Hosted by uCoz