Вернуться в библиотеку.

Как "Филина" в Ижевске приручали.

Предновогодняя быль.

Юрий Севрюгин

Глава 1

О том, как родился "Филин"

История эта началась давным-давно. В старом русском городе Смоленке жил-был простой русский мужик Сашка Филин. И был энтот Сашка умельцем на все руки! То для бояр из фирмы Параавис парамоторы Сова сооружает, а то десяток пассивных лебедок, коих народ величает Вертикалями, смастерит. Было дело, что заезжим добрым людям фильму помогал поснимать (рассказ "От винта"). вертикаль

И все было бы хорошо, но не давали покою его пытливой голове рывки во время затяжки, да резкие забросы скороподъемности. Все потому, что трение покоя и трение скольжения у ленточного тормоза очень разные. Усилие для срыва неподвижного барабана нужно гораздо больше, чем при его кручении. Вот тут без опытного оператора лебедки может приключиться катастрофа. Да и колодочный дым Вертикаль частенько испускала, особо не любила тандемы.

Думал он думал, думал и дождливой осенью 2003г. прицепил к Вертикали вместо ленточного тормоза гидравлический. При затяжке барабан лебедки разматывается и через цепную передачу вращает вал гидронасоса. Гидронасос качает масло, которое продавливается через хитрый клапан высокого давления. Филин, версия альфа
Этот клапан, а с ним и давление масла в системе, регулируется ручкой управления. Чем сильнее оператор давит на ручку, тем больше давление масла, тем труднее вращаться гидронасосу и больше тяга на тросе. Вот такой нехитрый принцип работы гидротормоза. Скорость размотки троса можно задать любую, а работа гидравлики полностью компенсирует влияния турбулентности на режим затяжки.
Но не все сразу заработало. Славные пилоты Параависа решили попробовали эту чудную вещицу, но она взбрыкнулась как необъезженный конь. Давлением масла (как потом оказалось больше 100 Атм) выдавило герметик и разорвало прокладку в тормозном цилиндре. Горячее масло не обожгло оператора только по чистой случайности. Вот такого полумертвого Филина в июне 2004г. привезли в Ижевск.




Глава 2

О том, как учили летать Филина

Команда Филина
Команда хирургов в составе Алексея Завалищина, Дмитрия Серикова и меня сделали Филину несколько операций. На шкив стартера поставили шпонку, чтобы он не прокручивался. Заменили в блоке выходных роликов подшипники на закрытые, чтобы не загрязнялись и не заедали при вращении. Масло так нагревалось, что пришлось сооружать настоящий масляный радиатор. Долго думали и приспособили штатный радиатор от печки салона "Пазика" емкостью 0,5 л. Дополнительно к радиатору припаяли входные патрубки, горловину для заливки масла и шпильки его крепления. Сложнейшей модернизации был подвергнут узел гидравлического тормоза. Что конкретно было сделано - вам, думаю, будет не так интересно. Обо всех новых технических решениях докладывали в Смоленск. Парашютик
Чтобы километровый трос после отцепки пилота не падал на землю, нами был сшит 4-х секционный планирующий парашутик площадью 1,5 кв.м. И вот с начала июля 2004г. Филин ожил, встрепенулся и начались наши подлеты и полетики в термиках. Рассказ из форума.









Глава 3

О том, как Филин показался на публике.

Филин на машине
В новогодние праздники собралась традиционная тусовка парапланеристов Урала на Пермской земле, которая прекрасно описана здесь.
Всех желающих 4 января 2005г. наша буксировочная команда покатала на Филине. Хотя лебедка отработала прекрасно, но не все остались довольны работой оператора, т.е. меня. (из рассказов форума) Замечания были правильными, хотя и не беспорными. Но как говорится - сколько людей - столько и мнений.







Глава 4

О том, как Филин улетел.

В марте 2005г. настали первые теплые весенние деньки. Выглянула яркое солнышко и зазвенела капель с крыш. И тут случилась беда - наш Филин исчез. Жил он в подъезде за железной дверью, которая стояла между лифтом и дверью в квартиру. Забрал он с собой детскую коляску моего двух месячного сына, тиски и слесарные инструменты. Может по весне он решил завести семью и полетел на поиски своей второй половины? Иначе зачем же ему коляска? Я несколько дней грустил и терялся в догадках!
Но моя любимая жена более прагматична. Она сказала, что лебедку украли бомжи, а детская коляска была нужна им как средство передвижения - чтобы награбленное быстрее увести. На коляску погрузили лебедку, укрыли одеяльцем как ребенка и отвезли на пункт сдачи металлолома. Прибыль хорошая: целых 25 кг дюрали Д-16Т !

Глава 5

О том, как Филин родился во второй раз.

Что делать? Саша Филин из Смоленска в то время колдовал над новым супер парамотором на базе Чезета-500. Он выжал тягу около 60 кг при весе установки с бензином, но без подвески всего 25 кг. Изготовлением лебедки было совершенно некогда заниматься.
Тут на помощь пришел мой старый друг Володя Вечтомов. За пять лет дружбы мы с ним сделали две активных (на базе двигателя ИЖ-Ю5) и одну пассивную парапланерную лебедку (на базе польской Малинки). Но, наверное, об этом я расскажу историю в другой раз. Делать одну лебедку было экономически нецелесообразно. Поэтому были заложены сразу 4 лебедки, две из которых были заказаны пилотами из Перми и Челябинска.
Пришлось практически по памяти восстанавливать все основные узлы Филина. И не только геометрические размеры, но и придумывать новые технологические решения для изготовления оригинальных деталей, искать спецоборудование и размещать заказы на заводах, закупать комплектацию, искать места, где можно достать и купить железо и дюраль. И вот в конце апреля 2005г. был облетан первый Филин, возрожденный в Ижевске. Он уехал в Пермь для летных испытаний. На нем впервые был установлен манометр, показания которого стали использоваться оператором для контроля за величиной тяги на тросе при буксировке.
Перед первой буксировкой мы с помощью накидной гайки на ручке управления отрегулируйте длину боуденовского троса так, чтобы при полностью зажатой ручке тяга на тросе не превышала максимально допустимую для одиночного пилота 90 кг (7 атм. на манометре), для тандема - 130 кг (10 атм. на манометре).
Пилот на буксировке должен держать параплан на нужной траектории, постоянно контролировать две "контрольных точки": параплан и трос. Передняя кромка параплана должна быть перпендикулярна тросу. Направление на буксир. Чувствительность параплана к управлению клевантами сильно снижается. Маневрировать в основном весом, плавно переваливаясь в подвеске, не раскачивать купол.
А для оператора - все гораздо сложнее. Самое главное для оператора - сохранять постоянную величину тяги и, меняя скорость машины, производить затяжку с одинаковой скоростью вытравливания троса. Т.е. на нашей лебедке нет режимов быстрого и медленного барабана, как на лебедках с ленточным тромозом. Наоборот, буксировка на невращающемся барабане (при этом давление в гидросистеме превышает 100 атм)КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ, т.к. высокое давление масла выводит из строя гидронасос.
Скороподъемность буксировки контролируются оператором визуально по показаниям динамометра и углу тангажа купола, а высота - по радиосвязи. Всем известно, что тяга на тросе равная весу пилота дает скороподъемность около 4м/с. По нашему мнению, это много. Нормальная скороподъемность для пассивной лебедки около 1,5-2 м/с. Поэтому на динамометре мы обычно держим 4-5 атм. При попадании в термик угол тангажа резко увеличивается, и барабан начинается раскручиваться. Это и понятно. Ведь поток начинает тащить параплан вверх со скоростью 3-8 м/с. Не меняя давление в системе, мы сразу же снижаем скорость автомашины на 5-10 км/час. Если скорость размотки не снижается, то следует команда "Стоп машина" и приотпускание ручки управления, сброс тяги до 2-3 атм. Главное в эти неприятные моменты обеспечить стабилизацию тяги и скорости размотки троса. Если термик узкий, то через 3-5 секунд параплан его прошивает насквозь. Стрелка на динамометре падает до 0. Барабан перестает разматываться. трос провисает дугой. Поэтому нам необходимо срочно набирать скорость, убрать слабину и восстанавливать номинальную тягу на тросе. Гораздо приятнее, когда термик широкий. Если подъем продолжается больше 5-10 секунд, я обычно даю команду пилоту на отцеп. Например такую: "Термик пойман - дорога в небо открыта! Нечего больше болтаться на тросе и насиловать параплан! Освобождай лебедку - есть еще желающие! Кыш-кыш!".

О благодарностях.

Отдельное спасибо хочу сказать пермской буксировочной команде - Кузнецову Игорю, Золотухиным Юрию и Светлане за ценные рекомендации по доводке способствовавшие повышению надежности конструкции. А также всем пермским пилотам, кто буксировался с ними на кунгурском парадроме. Вместе мы провели целый комплекс работ по доводке системы укладки троса, гидравлического тормоза и обратной смотки троса. Все это было реализовано в следующих экземплярах Филина, которые разлетелись по России. Филин

О новогодних подарках от Деда Мороза.


Вот такая получилась история. Мы полюбили нашего Филина и частенько выезжали на буксировку с камерой. И вот в канун нового года для всех желающих, стремящихся также как и мы к высоким и дальним маршрутным полетам, мы подготовили видеоотчет. Он содержит несколько фильмов общей продолжительностью минут 30 и много-много фотографий. DVD диск я бесплатно вышлю тем, кто до 14 января 2006г. успеет отправить заявку по адресу: aeros@udmlink.ru





Филин
Я поднимаю свой бокал и от имени команды производителей поздравляю всех посетителей сайта Уральских парапланеристов с наступающим Новым 2006 годом и Рождеством! Пусть новый год будет наполнен у Вас яркими событиями, станет началом новых дел и умножит силы для плодотворной работы! Желаю вам богатырского здоровья, успешных полетов на всех летающих аппаратах и мягких приземлений! Всего вам самого наилучшего, веселых праздников!






Юрий Севрюгин

декабрь 2005г.

Вернуться в библиотеку.


Hosted by uCoz