Вернуться в библиотеку.

Кайтинг в Чайковском.

Про то, что такое кайтинг и как это все работает.

Приешкин Алексей



Ну сначала кратко про то, что такое "кайт" и "кайтинг". Хотя в Интернете просто огромное количество статей посвященных этой тематике, я таки добавлю к этой информации свою каплю. Кайт над Камой
"Кайт" - это такое слово, что если посчитать его русским и попытаться найти в толковом словаре его значение, то неизбежно постигнет ощущение разочарования и страха перед неведомым. Толковые словари русского языка постараются убедить Вас в том, что такого слова нет. Сие противоречие легко объяснимо: слово "кайт" - оно не русское, а английское "kite", и переводится на русский язык как "воздушный змей". Соответственно "кайтинг" - это "использование воздушного змея", "кайтер" - "человек, использующий воздушный змей по назначению". Для простоты восприятия предлагаю отойти от этой галиматьи, и считать кайтом спортивный снаряд, который во время полета под воздействием ветра, создает тягу, достаточную для перемещения человека по пригодной для скольжения (качения) поверхности. Под кайтингом будем понимать все связанное с этим перемещением, а кайтером считать человека, управляющего кайтом. Какие бывают кайты? Их великое множество. Сначала разберемся с размером. Размер в кайтинге имеет значение, хотя умение им пользоваться от этого не уменьшается, а скорее даже - наоборот. Зависимость обратная: чем сильнее ветер, тем меньшая площадь кайта требуется для катания. Чем тяжелее пилот и чем большее сопротивление скольжению (качению) имеет поверхность, тем большую площадь поверхности должен иметь кайт. Маленькие кайты шустрые и легкие, большие - неповоротливее и тяжелее. Вот и все про размер.


Надувастик
Но существуют и более глобальные классификации в этом змеином мире. Выглядят они примерно так:
1. Водные кайты, они же "балонники", "надувастики". Получили эти прозвища благодаря своей функциональной особенности: для приведения кайта в рабочее состояние после выемки его из мешка для переноски, кайт надо накачать воздухом до определенного давления. Накачивается не весь кайт, а только так называемый "баллон", который являет собой переднюю кромку кайта и его нервюры, а вот на все это натянута воздухонепроницаемая ткань. Низкое аэродинамическое качество этих кайтов с лихвой компенсируется стабильностью в полете, непотопляемостью, и значительными размерами. Ничего более компактного из подходящего для катания на воде с использованием ветра не существует. Пока. Прогресс на этом не остановился. Имеют несколько разновидностей. Кому это будет интересно, может использовать информацию имеющуюся в интернете, я - приверженец второй категории кайтов - "парафойлов". "Надувастики" пригодны для катания не только по воде, но и по снегу. Парафойл

2. Парафойлы. Произошли от парапланов посредством обрезания ушей, упрощения стропления и удлинения строп. Поэтому наверное такое смешное название: "парафойл". Верхняя и нижняя часть парафойлов (поверхности, оболочки) изготовлены из легкой воздухонепроницаемой ткани, сшиты между собой по краям (уши называются) и задней (нижней) кромке. Передняя кромка не прошита и образует "воздухозаборники" через которые парафойл наполняется воздухом, и которые передают избыточное давление набегающего потока на всю внутреннюю поверхность "крыла". Аэродинамически-оптимальную конфигурацию парафойлам придают нервюры, изготовленные из той же ткани, что и поверхности. Ткань бывает разная и если не углубляться в артикулы, то в простонародье может называться: Гельвенор, Скайтекс, Поршемарин, и т.д. Парапланы шьют из этих же тканей. Она очень легкая, порядка 40г/кв.м., но при этом очень прочная, не "дубеет" на морозе, и при малейшей возможности стремится избавиться от складок. Это не относится к ткани "лаке". Лаке - это рановидность болони. Она тоже воздухонепроницаемая, но для кайта не подходит совсем, хотя, я слышал, некоторые умельцы из нее изготавливают самоделки, ничего хорошего из этого не выходит. Насколько "надувастик" хорош для воды, настолько же "парафойл" хорош для суши. Компактный в сложенном виде, легок, прост по конструкции. Если не бить его передней кромкой о поверхность Земли-матушки и не тащить волоком через всяческие преграды в виде осколков льда, камней, веток и прочих мерзостей, которые могут порвать крыло - практически "неубиваем". Стоимость примерно вдвое ниже одноклассников- балонников. Под парафойлом можно кататься и по воде, конечно, только если он упадет в воду - все, начинается этап гребли к берегу: попавшая через воздухозаборники в купол вода не оставляет шансов на повторный подъем купола из воды за счет ветра. Клапанный кайт

3. Ну и третий класс. Изначально задумывался как универсальный кайт для зимы и лета. Ничего хорошего для лета не получилось (Гм. я тут задумался: а не погорячился ли я? Сейчас осваиваю летний кайтинг по воде, и FSSpeed2 -- создает очень приятные ощущения), для зимы - до недавнего времени тоже считался неудачным, однако примерно два года назад появились кайты, обладатели которых, с тех пор с завидным постоянством побеждают на многочисленных зимних соревнованиях. Речь идет о клапанных кайтах. А те, на которых побеждают, называются Flyserfer Speed-2. Эта модель вобрала в себя все лучшее, что можно ожидать от зимнего кайта: стабильность, устойчивость к сложениям, летучесть, огромный ветровой диапазон. Конечно цена такого кайта даже превосходит стоимость хорошего "надувастика", но поверьте - он того стоит. И если суммировать цены линейки ручечных кайтов, которые позволят вам кататься в любой ветер (3-15 м/с), а это как минимум - 4 кайта (3,5,7,10 кв.м. которые в сумме стоят минимум 1100 евро), то 8 кв.м. Flyserfer Speed-2 стоит примерно столько же. Конечно ветра 12-15 м/с ему будет многовато, но при некотором опыте, ехать вполне возможно, и в 3 м/с вы скорее всего проиграете кайтеру на 15 кв.м. аналогичной марки, но ехать все равно будете, тут уже очень многое зависит от тех рук, которые кайтом управляют, лыжной (сноубордической) подготовки, и головы, без которой совсем никак. У меня сейчас именно такой кайт и я просто абсолютно в восторге от него. Конструктивно клапанные кайты оборудованы простыми, но эффективными клапанами, на воздухозаборниках, которые пропускают воздух внутрь кайта, препятствуя его выходу обратно наружу. В итоге крыло оказывается всегда наполненным воздухом, лучше сохраняет свой профиль и следовательно - более стабильно в турбулентности. Надувастик на воде чувствует себя уверенно и тонуть не собирается

Вот такие три класса. Но внутри них есть и другие различия. Помимо расцветок, на летные характеристики не влияющих, есть еще одна фундаментальная характеристика - способ управления. Принцип в принципе простой - куда тянем, туда змей и летит. Принципиальным различием является то, за что тянем.
Начнем с того, что пилот (кайтер, райдер), да - кайтеров, как и водителей гоночных болидов, называют этим волшебным словом, определяющим людей, управляющих красивыми аппаратами, чье перемещение в пространстве сопоставляют с полетом. Так вот: пилот соединен с крылом посредством строп. В некоторых "надувастиках" строп всего четыре (ну есть там пятая для перезапуска с воды, но основных - четыре), в других - Боу-кайты, есть некоторое количество строп непосредственно под куполом, но к пилоту все равно приходят только четыре. У парафойлов еще веселее - там купольные стропы не только соединяют пилота с крылом, но еще и задают купольность, угол атаки крыла, распределяют по крылу нагрузку, управляют им, но - к пилоту приходят опять таки четыре (без всяких пятых) стропы. Не заморачиваясь в этих хитросплетениях - крыло далеко, до него 30 м. и всей этой кучи строп не видно, можно резюмировать: пилот соединен с крылом посредством четырех строп. Они различаются на левые и правые (две левых и две правых) и - основные (передние) и управляющие (задние). Вот так мы соединены с крылом, и естественно это все, что есть у нас для управления им. Надо повернуть крыло влево - тянем левые стропы, надо вправо - тянем правые. Надо направить крыло вверх(вперед) - тянем передние стропы, надо притормозить - тянем задние. Чтобы не превратить пилота в марионетку на веревочках, производители кайтов гениально решили глобальную проблему: как с четырьмя стропами управиться двумя руками, дав пилотам в руки устройства управления.
Поясная трапеция
Устройства эти бывают двух видов - ручки или планка (бар). С тех пор всем кайтерам приходится совсем несладко: в отличие от пресловутого Буриданового осла, не решающегося выбрать один из двух стогов сена, кайтеры вынуждены выбирать не только между "надувастиками", "парафойлами" и "клапанниками", но еще и между ручками и планками. Если к этому добавить еще и размер с расцветками - многовариантность выбора возрастает в четвертой степени. Однако решение задачи очень просто: вы не осел, и прекрасно понимаете - все познается в сравнении и для познания надо просто пробовать и сравнивать. По-мне, хорошо и то и другое, ездить можно на всем, было бы на чем ездить. Не углубляясь в виртуальные рассуждения, вернемся к реальности управления и разберемся в различиях. Но перед этим еще небольшое уточнение для тех, кто не представляет себе саму конструкцию крепления кайтера к крылу. Кайтер не держится за крыло руками. На корпус кайтера одето прицепное устройство - трапеция. Почему так называется - потому что конструктивно, по усилиям на ней возникающих, напоминает эту геометрическую фигуру. Со стороны выглядит как страховочный пояс верхолаза (поясная трапеция) или как нижняя часть альпинистской страховки (сидячая трапеция). Именно за трапецию тянет кайт кайтера, а руки кайтер использует только для управления кайтом.
Планка, бар.
Итак планка (бар). Ею оснащены все надувастики и ряд парафойлов. Устроено это устройство таким хитрым (и очень простым) способом, что основные стропы кайта прикрепляются к трапеции, а стропы управления прикреплены к планке слева и справа. Дальше все просто: тянем планку на себя - кайт тормозится и падает назад (вниз), двигаясь в сторону задней своей кромки. Отдаем планку от себя - кайт летит вперед (вверх) в сторону передней кромки. Направить кайт в сторону тоже несложно. Представьте, что планка - велосипедный руль. Надо повернуть влево - поворачиваем планку как руль влево. Вправо - наоборот. Кайт устроен таким образом, что если при этих манипуляциях планка притянута к пилоту, то поворот происходит быстрее, а если отдана от себя - медленнее. Теперь вариант: ветер слабый, отдали планку от себя кайт не взлетает. Что делать? Беремся одной вытянутой рукой за основные стропы и энергично подтягиваем их на себя. Если это не привело к отрыву кайта от поверхности - ветер не достаточен для катания. Если кайт взлетел, но снова падает вниз - при достаточном умении ездить можно, гоняя кайт в ветровом окне (что это за окно - чуть позже, пока - оно просто есть). Вот и все про планки. Не буду усугублять эту простоту различиями в конструкции планок. Только упомяну, что бывают такие случаи, когда все выходит из под контроля: стихия есть стихия, ошибки бывают у всех, и иногда надо срочно остановиться и прекратить то, чем уже невозможно управлять, а не бороздить своим телом снега, торосы, пни, и т.д, волочась за уносимым ветром кайтом. На этот случай планки оснащаются всевозможными системами, выручающими в нештатных ситуациях и позволяющими прекратить тягу купола. Это всевозможные варианты расчековки (отцепа - чикен-луп) крепления основных строп к трапеции кайтера, системы аварийного гашения купола (страховочный лиш), и наконец - полного отцепа пилота от кайта. Жизнь и здоровье бесценны, кайт всегда имеет цену, и будучи живым и здоровым всегда можно позволить себе купить новый кайт или догнать улетевший купол. Сразу замечу: мне неизвестен ни один случай полной потери кайта - все равно его догоняют. Как только он падает на землю - скорость его перемещения сильно снижается. Сам однажды догонял кайт в сильный ветер по глубокому снегу в горнолыжных ботинках. Догнал. Ручки припаркованного кайта.
Теперь ручки. Чтобы было понятно как ими пользоваться, при том, что у вас нет кайта ими оснащенного, придется представить себе устройство управления фрикционным механизмом гусеничной машины. Представили? Если - да, то следующее предложение можете пропустить. Если нет - пожалуйста представьте себе лыжные палки, которые у вас в руках, не длинные, а совсем короткие - сантиметров по 30 длиной. Теперь все представили? Поехали. Потихонечку. К ручкам крепятся стропы. Левые - к левой ручке, правые - правильно, к правой. Основные стропы прикреплены к веревочке, проходящей через верхние части ручек, указательные пальцы расположены выше той веревочки (шкотика) к которой крепятся стропы, стропы управления - к нижней части ручек, тоже через какие-то веревочки, но об этом позже. Можно заметить, что ручки соединены между собой той самой веревочкой (шкотиком) к концам которой крепятся передние стропы кайта. Зачем это? А затем, чтобы накинуть эту веревочку на крюк (ролик) трапеции. Тогда вам не придется держать кайт руками. Он будет тянуть вас за трапецию. Легким движением кистей отдаем стропы управления от себя. Поскольку натяжение строп управления соответствует нажатию на тормоз, то их ослабление соответствует отпусканию тормоза. Если ветер достаточной силы - кайт взлетит. Хотите его притормозить - легким усилием кистей рук натяните стропы управления, кайт вернется назад и вниз. Отклонение нижних концов ручек на себя и от себя, аналогично движению планки. Теперь повороты. Тянете левую ручку на себя - кайт поворачивает влево, правую - вправо. Если при этом поджать ручку, то натяжение стропы управления ускорит поворот. Все как на планке. О чем спорят? А вот о чем.
Ручечный кайт
Когда ветер слабый (кайтеры говорят: "ветра мало") кайт на ручках способен поворачивать и увеличивать при этом тягу без воздействия на стропы управления - только за счет натяжения силовых(основных) строп кайта. При этом профиль крыла не изменяется и качество (ну - эффективность крыла) остается максимальным, и кайт способен создать большую тягу, по сравнению с кайтом управляемым планкой, которая неизбежно изменяет профиль крыла, ухудшая его аэродинамическое качество. Подтягивание строп управления всегда изменяет профиль крыла, или его части. При этом крыло тормозится и его качество снижается. Про качество - позже. Теперь про безопасность. Если пришел форс-мажор в виде падения кайтера и потери контроля над крылом, просто отпустить все и прекратить начавшийся кошмар не получится. Так устроена трапеция, что шкотик сам по себе в нужный момент с крюка трапеции не слетит (он слетает только тогда, когда не надо). Его надо сбросить - подтянуться на ручках и ослабив шкотик попытаться скинуть его с крюка. Это не так трудно как кажется. Нужно просто осознанно это сделать. Так устроен крюк, что когда вы это делаете, это всегда получается. Кошмар прекращается, и если кайт оборудован страховочным лишем, крепящемся к одной из строп управления, то вам даже не придется догонять по сугробам свой кайт - он растянется вдоль ветра и будет расслабленно полоскаться не пытаясь взлететь. Если вместо лиша у вас только медицинская страховка - придется побегать, но все равно вы его догонните.
Прыжок на ручках
Может возникнуть вопрос: если "ручечники" эффективнее планок в слабый ветер, то о чем таки спор, ведь ручки - круче. Не совсем. Бывает ветер слабый, бывает ветер сильный. И именно в сильный ветер преимущество за планками. Они оборудованы депауэром. Если перевести это слово с английского и применить к кайтам, то депауэр - устройство для снижения тяги в сильный ветер. Ветер усилился - затягиваем депауэр, едем и смотрим как высоко летают ручечники. Только опять все не так просто: приземлить (припарковать, посадить, успокоить) планочный кайт с затянутым депауэром в сильный ветер очень непросто. Ручечники в сильный ветер достают из рюкзака кайт меньшей площади и снова катаются в свое удовольствие. И если учитывать то, что сильный ветер это еще и сильные порывы и повышенная турбулентность, то несмотря на возможность езды в сильный ветер на куполе большой площади, управлять им будет все-таки сложнее чем куполом меньшего размера. Вот такие проблемы, об этом и спорят. Теперь очень кратко о ранее встречавшихся в тексте терминах: "качество кайта (крыла)" и "ветровое окно".
Качество крыла - термин из авиации, характеризует его летучесть. Много факторов влияет на качество и это множество - головная боль производителей.
Так выглядит гонка на кайтах
Крыло с качеством 5 пролетит по горизонтали 5 метров, потеряв при этом 1 метр высоты. Современные планеры обладают качеством около 40, дельтапланы - 10, бомбардировщик Ту-22 - 12, параплан - 6-7, гоночный кайт-парафойл - 3-5. Конечно никто для кайтов не определяет качество, но я упоминаю этот термин для того, чтобы было немного понятнее почему узкий (имеющий большее удлинение) парафойл развивает большую скорость чем аналогичной площади надувастик, или широкий (с меньшим удлинением) парафойл, и почему на гоночном кайте можно круче резаться на ветер (идти против ветра) чем на надувастиках или парафойлах с небольшим удлинением. Качество у них выше, лобовое сопротивление - низкое. Однако кайты с большим удлинением (узкие) менее стабильны в турбулентности и требуют более четкого управления - навыка и опыта. И тут опять фора у "клапанных" кайтов: есть у них запас стабильности и устойчивости за счет того, что клапана помогают кайту сохранить аэродинамически-оптимальный профиль при немалом удлинении. То есть в критические моменты "клапанный кайт" обладает свойствами "надувастика" оставаясь при этом аэродинамически - парафойлом.


Челябинск, Екатеринбург, Чайковский
Ветровое окно - эта та часть пространства, в которой кайт летит и создает тягу. Где оно это окно сейчас разберемся. Представьте себе полусферу, лежащую основанием на поверхности, по которой вы собрались прокатиться с ветерком. Вы - в центре этой полусферы. Радиус ее равен длине строп кайта. Представили? Очень надо. Дальше будет сложнее. Итак вообразив себе эту полусферу, находясь в ее центре, поворачиваемся так, чтобы ветер дул четко в спину. Получилось? Еще бы: так - нос не мерзнет на ветру. Рыбаки вон понятия не имеют о ветровом окне, а сидят все в одну сторону повернутые и все что за спиной их не интересует. Последуем их примеру и воображаемой плоскостью отсечем от воображаемой полусферы все то, что находится у нас за спиной. Если вы представили себе все правильно, то воображаемая плоскость пошла в аккурат рядом со спиной. Отсечем и забудем про это лишнее, которое сзади. Все что осталось - ветровое окно. Впереди, слева, справа, вверху - все, что мы видим и до чего может дотянуться кайт, ограниченный длиной строп - это ветровое окно. А воображаемая дуга, проходящая слева, над вами, направо, расположенная перпендикулярно поверхности - это край ветрового окна. Кайт живет, лети и тянет только в ветровом окне и чем он ближе к краю ветрового окна, тем его тяга меньше. Вы - всегда в центре ветрового окна. Все.

Бакштаг

Теперь о том, что можно делать с кайтом если есть ветер. Можно ездить. Очень быстро и не торопясь, очень далеко и не очень. При этом из всех возможных направлений перемещения, перемещение под кайтом возможно в галфинд - перпендикулярно направлению ветра, самый быстрый курс, в бакштаг - в ту сторону, куда дует ветер, и в бейдвинд - туда, откуда дует ветер. Поскольку кайт создает тягу за счет разности давлений обтекающего его воздушного потока (подъемная сила крыла), нужно чтобы этот самый воздушный поток его обтекал. Если стоя спиной к ветру просто поднять кайт вверх и не доводить его до края ветрового окна, то вы начнете двигаться за ним. Однако, как только скорость вашего движения возрастет до скорости ветра, тяга кайта снизится и пропадет - он летит в воздушном потоке, и поскольку скорость его перемещения в пространстве равна скорости ветра, воздушный поток его уже не обтекает, сила тяги (подъемная сила) снижается до нуля, она недостаточна даже для поддержания в воздухе самого кайта, и кайт падает. Приехали. Можно конечно упереться лыжами встав в "плуг", но вы ведь собирались ездить, а не тормозить. Поэтому при движении по ветру перемещаются под некоторым углом от направления, в котором дует ветер, называется это направление - бакштаг.
Бейдвинд
Упомяну про то, что если бы можно было двигаться в направлении в котором дует ветер, то назывался бы этот курс - фордевинд, но под кайтом в этом направлении не ездят. Разве что при парковке (посадке) кайта. При движении же курсом бакштаг, поддерживается разумный компромисс между направлением перемещения и поддержанием скорости обтекания крыла воздушным потоком, достаточным для поддержания тяги.Тоже самое с точностью до наоборот, можно сказать и про бейдвинд - движение против ветра. Ехать строго против ветра возможно скажем на снегоходе, или машине, или просто на лыжах. Но на кайте - невозможно. Для того чтобы двигаться в том направлении откуда дует ветер, необходимо переместить кайт к краю ветрового окна. Но чем он ближе к краю, тем ниже его тяга и наступает такой момент, когда ветер гудит в стропах, кайт наполнен и летит, а тяги нет. Достаточно немножко отодвинуть его от края ветрового окна назад притормозив, и тяга появится, вы начнете движение и если ваше средство передвижение (лыжи, сноуборд, и т.д.) направлено не поперек ветра, а немного в ту сторону, откуда ветер дует, то туда вы и направитесь. Это и есть бейдвинд. Вот и все что есть. Немного, но используя этот нехитрый набор направлений, кайтеры способны преодолевать до сотни километров за день в том направлении, которое их интересует.

Прыжок
Что еще может дать кайт? Это прыжки. Фристайл в кайтинге - самое зрелищное мероприятие. Прыжок под кайтом - это вообще набор абсолютно неописуемых эмоций. С абсолютно ровной поверхности, без каких либо трамплинов и возвышенностей, кайтер просто взмывает вверх, и плавно (не всегда) приземляется обратно.Колдовства тут нет, все очень просто и подвластно всем физическим законам. Просто при движении в галфинд, пилот направляет кайт в верхнюю точку ветрового окна, и когда кайт оказывается там, кайтера по инерции, как маятник, выносит вперед. А так как кайт является в данный момент точкой опоры, то - и в верх. Дальше подтягиваются стропы управления для увеличения качества крыла (чтобы продлить полет), кайт разворачивается на курс следования пилота и следует приземление. Если все сделано правильно, то приземление очень плавное и мягкое. Это вам не с трамплина прыгать. В общем - непочатый край работы над собой, своей техникой, и познании окружающего мира. А что творят ребята (девчонки -- тоже) на соревнованиях по фристайлу! У них там площадка 100х100 м. и вдвоем, расходясь друг с другом они за отведенное время крутят тучу трюков.

Ну а теперь собственно о том, как я попал под кайт. И поскольку произошло это в Чайковском - про кайтинг в Чайковском.
По дороге на Векошинку
Увлечение кайтингом для меня началось в 2003г., когда региональный дилер украинской фирмы "Аэрос" Юрий Севрюгин, предложил опробовать и подумать над приобретением воздушного змея площадью 4 кв.м. с забавным названием "Вирус". Летал я себе на парапланах, ну катался изредка на горных лыжах, и никак не мог предположить, что такая вот игрушка может вдруг оказаться настолько заразной, что уже и парапланы зимой выглядят детской забавой, и горнолыжные базы своей суетой и толкотней напоминают колхозный рынок. То есть налицо вирусное заражение с поражением центральной нервной системы - изменение восприятия окружающего мира и отношения к действительности. Хотя тот кайт я не купил. Опробовал, но не купил. Парапланерные навыки помогли довольно быстро освоить основы управления "Вирусом". Я проехал под ним метров 500 от "Маяка" в сторону мола, грохнулся, запутался, пока распутывался - пошел снег. Попробовал ехать в начинавшемся буране и сумерках, но понял, что не видя никаких ориентиров - ни горизонта, ни солнца, ни поверхности, двигаться по ней осознанно и целенаправленно практически невозможно. Свернул я тогда кайт и пешком вернулся к машине. Вернул кайт Юре, поблагодарил за расширение кругозора и все. Никаких позывов и порывов заняться кайтингом больше не было совсем.
Берег Камы в районе п.Новый
Аж до самой следующей зимы. А зимой, после непродолжительных раздумий, я купил ReSpeCt-7 кв.м. украинской фирмы Sky-Country, на парапланах которой я летал уже несколько лет. Уже близилась весна, был твердый наст на Каме, и была пара абсолютно прекрасных дней, когда ветер ровный и постоянный, светило солнце, я путешествовал под кайтом от "Маяка" на противоположный берег Сайгатского залива, катался в порту, прыгал и не всегда падал. Помимо удовольствия, Респект научил тому, что одним кайтом не обойтись и к следующей зиме у меня собралась вся линейка 3, 5, 7, 10 кв.м. Теперь уже не было опаски, что снова придется топать 2 км. по сугробам против ветра из-за того, что он внезапно усилился настолько, что не летать не получается. Потом появился абсолютно чудесный кайт Reflex на котором я впервые участвовал в гонках в Чебаркуле и иногда приходил 2 и 3-м, заняв в итоге 4-е место из 12 участников. С тех пор, после того как ложится постоянный снег, параплан аккуратно с листывается и отправляется вместе с палаткой на покой до весны и мягких потоков. Покрывшаяся льдом Кама открывает дорогу к любой точке верхнего бъефа. Был бы ветер и был бы выходным этот день. Нет очередей на подъемник, нет однообразного склона - простор и свобода выбора направлений.
Противоположный берег Сайгатского залива
Свист ветра в стропах, вихрь снега из под кантов, полет по снежной поверхности реки, свежие следы от лыж на целине. Ветер как живое существо: он то течет неторопливо по своим делам, то играет с кайтом как с игрушкой, то замирает в "ветровых ямах", то бурлит в роторной зоне, и все это проходя через кайт, передается мне. И каждое утро начинается с взгляда в окно - оценка ветро-снеговой обстановки, и каждый вечер по информации с двух-трех сайтов корректируются планы на выходные. До 2003г. жизнь шла по-другому. Параплан он конечно приучает анализировать погоду, но зимой для полетов на параплане в Чайковском, нужно совпадение целого ряда погодных факторов: чтобы и ветер 2-5 м/с (по прогнозу, на горе он дунет те самые 5-7), и направление его Юго-Запад - Запад, и температура не ниже -10 и желательно чтобы без снегопада, и чтобы была проходима дорога на гору. По возвращении с горы надо развесить в квартире купол и просушить его. Это на всю ночь. В общем, обычно на следующий день на полеты уже не тянет. С кайтом все проще: нужен ветер от 2 до 7 (реально дунет 3-15) без разницы какого направления, по температуре: однажды катался в -28 - нормально. Снегопад нестрашен - воздухозаборники кайта закрыты от попадания снега "сеточкой", GPS помогает держать направление движения, а глубина снежного покрова для лыж не проблема. В общем - широчайший диапазон возможностей. После катания крыло расстилается в комнате, за пару часов высыхает и на следующий день можно снова начинать все сначала. Скорость, километры, ощущение полета, путешествие, приключение, гармония с миром. Вот так после общения с "Вирусом" всего за несколько лет из обывателя я превратился в ветрозависимого кайтера. Заразная оказалась зараза.


Приешкин Алексей

2009г.

Вернуться в библиотеку.


Hosted by uCoz