Вернуться на Главную.

Юрий Севрюгин. YURA


Узун-Сырт - колыбель романтиков неба.



Три года не был в Крыму на Узун-Сырт или Горе им.Петра Климентьева. Из всех летных мест СНГ именно она уникально совмещает семейный (хотя необязательно) отдых у моря и полеты на дельта и парапланах самых разных условиях: в утреннем и вечернем динамике, бризе над морем, термиках.

Ехал я как обычно на своем авто. Теперь это был универсал ВАЗ-2111. Я убежден, что в Крыму без авто отдыхать очень грустно. Ни тебе купания в прозрачном море на безлюдных диких пляжах, ни полетов, ни достопримечательностей. Добрался до моря и обратно я быстро и достаточно дешево. "Автомобильный трек" и дорожные расходы смотрите в приложении. Приложение здесь.

Так вот - основной целью поездки был семейный отдых с любимой женой Светланой и сыном Алешкой. Житие непосредственно на горе Климентьева в палатке или в вагончиках мою семью не устроило. Дух турпоходов них полностью погас. Поэтому было решено остановиться как и в прошлый раз - в летнем домике с мансардой в дачном массиве около пос.Орджоникидзе (карта коктебеля). Спасительную тень вокруг дома создает виноградник и множество плодовых деревьев, в котором есть уютные местечки (гамак, арка, иог). Домик находится в 300 м от малолюдного пляжа с песчаным дном (что особо оценил сын) и 10 км от бара Сергея Жукарина, что на горе Клименьева.

Август на юге - пик сезона. Цены на жилье заоблачные. Я платил за дом и стоянку 25 дол/сут. В сентябре уже начинается затишье, поэтому местные дерут с отдыхающих в три шкуры. Они не жлобы, просто им надо как-то пережить зиму. Я их прекрасно понимаю. Работы нет ни в Коктебеле, ни в Орджо. В Феодосии круглый год деньги платят только рабочим морского порта и нефтеперерабатывающего завода. Но я отвлекся.

Расписание дня не отличалось разнообразием: утром до 10 часов - полеты у Орджо по северный ветер (дачи), потом - купание в море (кокт), далее - в 14 часов обед и переваривание пищи, вечером после 17 - полеты до полной темноты (закат, стою). За 12 дней было 7 летных. Налетал в "молоке" около 5 часов (селект).

Из приятных воспоминаний - очное знакомство с Петром Васьковичем конструктором всех парапланов фирмы Аэрос (vask). Васькович очень тщательно относиться к доводке крыльев. Лично сам часами бегает по склону и летает в вечерней общей куче пилотов. Он конечно не жадничает, дает полетать на новых крыльях местным "тест-пилотам" (Шорохову, Жукарину, Хегай и др.) и дать свои замечания.

Второе знакомство было с Алексеем Судаком (sudak). Это тест-пилот Аэроса. Он летал на новой модификации безмачтового спортивного дельтаплана COMBAT 2, которую назвали несколько странно COMBAT L. Даже я - человек далекий от дельтапланов оценил совершенство этого аппарата. Это почти крыло самолета с абсолютно "гладкой" поверхностью и пластиковыми законцовками. Трапеция из обтекаемых "сплющенных" труб (спидбар) и без тросов-растяжек?!?! Наверное Алеша забыл их при сборке.

Парапланов одновременно висящих в вечернем небе насчитал как то раз 22 штуки. Это для Климухи не очень много. И что самое важное - совсем не стало ругани при полетах на северном склоне. Над нами эшелоном выше летали легкомоторные аппараты (вилга, дельт), но за удовольствие полетать 10 минут надо платить 500 руб. Бизнес однако.

Было два летных происшествия.

Первое - бризовый ветер за 15 минут развернулся на 180 градусов, и девушку сдуло в море на 300 м от берега. Ее спасли благодаря оперативности водных мотоциклистов. Те почувствовали неладное и подоспели вовремя.

Второе - на южном склоне опытный пилот решил на высоте 50 м показать как делать винговер. В результате получил сложение правой консоли и далее серию разнообразных сложений. Упал спиной на камни, ударился головой в шлеме, потерял сознание. Неделя в больнице в Феодоссии. Перелом руки и сотрясение мозга. Подозрение на перелом позвоночника не подтвердилось - только ушиб.

И последнее - 12 сентября 2003г. на восточной оконечностью горы на стелле установили уменьшенную в три раза (размах крыльев 2 м) почти игрушечную копию планера А-13 (памятник) в память о 100 летней истории этой Крылатой Горы. Она помнит Арцеулова, Королева, Антонова, Илюшина, Яковлева и тысяч других увлеченных небом людей (http://www.nebo.kiev.ua/deltadr/klimuha.htm). Надпись на стелле: "Пока будут восходящие потоки будут люди, стремящиеся летать" О.К.Антонов. Первопроходцам и романтикам неба в честь 100-летия авиации и 80-летия планеризма. 1903 - 1923 - 2003

Планер гордо реет над полигоном, а проще свалкой бытового мусора, которую устроили городские власти Коктебеля прямо под склоном горы. Сотни чаек облюбовали это место. Красиво они летают, но не догадываются об очередном человеческом разгильдяйстве, которое Гора конечно же переживет.

14 сентября 2004г.

Севрюгин Юрий (г.Ижевск, т.8-912-853-12-55, uvc@cbs.udm.ru)

Вернуться на главную.


Hosted by uCoz